Невеста графа Дракулы
Готы в Санкт-Петербурге
читать дальшеОбщее описание
В настоящее время движение готов в СПб еще не сформировалось.
Также как и на Западе, готы в Санкт-Петербурге возникли благодаря вампирской эстетике.
Период появления готов в Санкт-Петербурге соответствует примерно второй и третьей волне готики на Западе. При этом первая волна Западной субкультуры готов – сформированной на наиболее «темной», социально-негативной вампирской этике, сформированной на образах Дракулы в голливудских фильмах, в Санкт-Петербург не попала.
Основная часть существующих в Санкт-Петербурге групп готов имеет хиппи-ориентированный вектор, хотя имеются различные ответвления, имеющие притяжение к иным субкультурам. Субкультура готов появилась в трех уже существующих движениях, вследствие чего нормы поведения и этика этих движений автоматически перешли в субкультуру готов.
В СПб имеются четыре ответвления готов, имеющих притяжение к трем разным базисным субкультурам, на почве которых начала формироваться субкультура готов:
Ролевого сообщества.
Некрофетишистов (металлистов, сатанистов и «темных» энергетов).
Панков.
Имеется также еще одно крупное ответвление, проникающее во все указанные течения – готов-вампиров (вамп-готов), также небольшая группа старых готов первой волны.
Самое крупное подобное движение – это неагрессивная часть движения ролевых игр, которая привнесла нормы поведения ранее принятые среди хиппи.
Кроме того, произошел некоторый отток к готам из сообщества панков. При этом следует учесть, что незадолго до этого произошел значительный отток агрессивной части панков в скинхеды, отчего в субкультуре готов оказались не самые агрессивные панки.
Наиболее близким к нормам западной субкультуры готов оказался незначительный поток из местных сатанистов. При этом основная масса питерских сатанистов представляет собой агрессивных атеистов, не верящих в высшие и потусторонние силы, что сильно их отличает от западных собратьев.
Именно на почве указанных субкультур (ролевое сообщество, панки, сатанисты) начала формироваться субкультура, которая с западными готами имеет только общую внешнюю атрибутику и музыкальные пристрастия. Атрибутика различных направлений питерских готов сильно перемешалась. Она сейчас не соответствуют западному стилю готов. Более распространен унифицированный образ, близкий к хиппи-ориентированному готу-вампиру.
В среде готов распространен буддизм.
Группы готов имеют очень небольшую численность.
Тусовки – преимущественно квартирные. Уличные тусовки также малочисленны и чаще всего представляют собой продолжение квартирных тусовок.
Примечание:
Анализ отслеженной переписки готов в России за пределами Санкт-Петербурга показал, что понимание сущности субкультуры готов сильно разнится в зависимости от их места нахождения. За исключением некоей очень общей канвы, у каждой группы свой взгляд на то, что такое гот.
Коммуникации
Информационные каналы между группами не развиты, либо развиты слабо. Тусовки (как место встреч) в качестве подобных каналов, фактически, не выступают.
Существующие межгрупповые коммуникации сводятся к нескольким сайтам в Интернете и участия в «Готик-пати» - тематических вечеринок готов в клубах.
Собственные, либо ориентированные на готов СМИ отсутствуют.
Описание субкультуры
Из-за отсутствия единого движения и развитых каналов коммуникации, единая субкультура готов в Санкт-Петербурге еще не сложилась. Используемая в качестве прототипа западная субкультура готов во всем своем многообразии на местном уровне оказалась в очень обедненном варианте.
Субкультура готов во многом базируется на характерном для хиппи интеллектуализированном богемном образе жизни, околосатанинской, панковской и ролевой атрибутике и оккультизме.
Прослеживается сильное влияние субкультуры хиппи. Наиболее это заметно у девочек. Выражается это, прежде всего, в типичной для хиппи одежде: блузы с длинными юбками до пола; обилием фенечек, наличием типичных для хиппи социальных институтов «Системной родни» и «фри лав».
В тоже время субкультура хиппи присутствует у данного ответвления готов в обрезанном варианте. Подростки только в общих чертах знают о хиппи, скорее об их мифологизированном образе, хотя и симпатизируют им.
Социальный институт системной родни отслеживается от хиппи через движение ролевых игр, в сильно урезанном виде, более характерном для ролевого сообщества, со слабыми горизонтальными связями (братья, сестры).
Готы используют большое количество шокирующей внешней атрибутики: обильной косметики под «трупы», «вампиров», «чертей», «ведьм-колдунов».
Одежда в стиле «унисекс» и декларируемая андрогинность готов, иногда не дает возможность определить пол подростка-гота.
Полные классические западные наряды готов в Санкт-Петербурге можно увидеть только у исполнителей готического рока. В остальных случаях принадлежность к готам может выражаться, к примеру, только коричневым лаком на ногтях у мальчиков.
Обязательной частью субкультуры является фетишизм, взявший внешние атрибуты у садомазахистов (SM), а для готов-вампиров – бисексуализм. При этом гомосексуализм может выступать как в качестве декларируемого, так и в качестве реального поведения.
Практикуются прогулки по кладбищам и поклонение всему, что связано со смертью, причем сами готы рассматривают это как главную особенность своего движения от остальных молодежных субкультур.
Девочки – готы часто одеваются под ведьм. Мальчики – готы чаще под вампиров.
Анализ этических норм исходя из культовых фильмов
Был проведен выборочный анализ морально-этических норм, пропагандируемых в культовых фильмах готов: «Ворон», «Интервью с вампиром» и «Ночной дозор».
По своей идее и этике фильм «Ворон» представляет собой подростковый вариант фильма «Ворошиловский стрелок». Оживленный некими потусторонними силами молодой человек, ликвидирует крупное бандформирование, причастное к его убийству. Так же, как и в Ворошиловском стрелке», государство погрязло в коррупции и обычных людей отдало на откуп бандитам. Фильм «Ворон» - это полностью просоциальная мечта о справедливости и злом добре с кулаками.
Фильм «Интервью с вампиром» не относится к категории фильмов ужасов, как фильмы о Дракуле. Первое, что бросается в глаза, это явный гомоэротизм – то есть норма субкультурного поведения готов, близкая к гомосексуализму, но не предполагающая секс в качестве обязательного компонента. В фильме представлена некая завершенная, хорошо проработанная этика тайного сообщества вампиров. При этом сами вампиры не являются злыми – они «иные».
Фильм «Ночной дозор», с позиции готов – о неабсолютном зле и о неабсолютном добре, когда с первого взгляда не ясно, что это: добро или зло. Второй важный компонент фильма – наличие концепции «иных». Для подростков, считающих себя «вампирами», важно наличие нынешнего, более современного образа «вампира», переходящего в образ «иного». При этом «готы-вампиры» начинают трансформироваться в «готов-иных». Интересно, что сочувствие у готов вызывает именно «Ночной дозор» – то есть спецслужба магов сил Добра.
Фильм «Ночной дозор» оказался сложным для понимания заметной части готов, так как постижение происходящего на экране предполагало знание одноименной книжки С. Лукьяненко. Поэтому схема просмотра предполагала повторный просмотр после прочтения книги.
Некоторые специфические особенности музыкальных интересов
Своеобразным индикатором интеллектуальности движения является рассмотрение готами отдельных видов классической симфонической музыки в качестве элемента собственной субкультуры.
Из имеющегося спектра классической музыки наибольшее предпочтение отдается произведениям Баха, Грига, Вагнера, Моцарта, Вивальди, Мессиана. В тоже время отсутствует унифицированный перечень композиторов, рассматриваемых готами как части своей субкультуры. Фиксировались, к примеру, споры о том, насколько «готичен» Вивальди. Имеют место также посещения концертов классической музыки в СПб Филармонии и Капелле.
Наравне с классическими произведениями, в среде готов популярен стиль, именуемый «неоклассик»: «Эленд», последние альбомы группы «Лакримоза».
Наличие специфических черт неагрессивной субкультуры
Самостоятельным атрибутом принадлежности к готам, как к неагрессивной интеллектуализированной субкультуре, является демонстрирование отсутствия накаченных мышц и астенического телосложения у мальчиков.
В данном случае имеет место хорошо видимый внешний атрибут, противопоставляемый значимым аналогичным атрибутам в среде гопников, скинхедов и иных агрессивных формирований.
Наличие астенического телосложения может быть визуально усилено за счет соответствующего подбора одежды, которая бы дополнительно скрадывала горизонтальную составляющую. Обычно для этих целей используются длинные безразмерные свитера, ранее распространенные в среде хиппи.
Данные черты субкультуры становятся наиболее наглядны в присутствии представителей агрессивных формирований, с их предпочтениями плотного телосложения, развитой мускулатуры и бычьей шеей.
Роле-половое поведение
В ролеполовом плане имеется полное равноправие мальчиков и девочек. Причем влияние девочек сильно превалирует, что как раз характерно для хиппи-ориентированного движения.
Особенностью субкультуры готов является то, что там весьма комфортно чувствуют себя именно девочки. В настоящее время в Санкт-Петербурге ощущается сильный дефицит подобных неформальных движений, так как в агрессивных движениях отсутствует равноправие девочек и мальчиков, а в неагрессивных ответвлениях различных движений («анимэшники» и «неагрессивное крыло ролевого сообщества»), в которых также превалируют девочки, комфортность отсутствует в силу ряда специфических причин, характерных именно для данных движений.
В силу указанных факторов, существует большой приток девочек в среду готов. В данном потоке весьма заметную часть будут составлять девочки, которые не столько желают стать адептами субкультуры готов, сколько пытаются найти референтную среду с комфортными условиями именно для девочек.
В этих условиях ожидается существенное размывание субкультуры готов, появление новых ответвлений (в том числе находящихся в противоречии с исходной субкультурой готов), возникновение конфликтов на данной почве.
Места тусовок
Места тусовок готов: ст. метро «Парк Победы», «Черная речка», Московский вокзал, Ново-девичье и Смоленское кладбище, Малая Садовая, Михайловский сад.
Ареал тусовок - в центре Санкт-Петербурга. Места тусовок быстро меняются.
Музыкальные мероприятия – «готические пати» проводятся в клубах «Орландина», «Пятница», «Рэд-клаб», «Молоко», «Арктика», «Порт», «Старый Дом».
Декларируемые и реальные нормы поведения
Большое количество декларируемых норм поведения и ценностей говорят о разделении норм поведения готов на «идеальные» и «реальные» - аналогичные тем, которые были выявлены в субкультуре панков.
К идеальным (декларируемым) нормам поведения относятся:
Гомо/бисексуализм.
Сатанизм/оккультная практика.
Эти декларируемые нормы, на которых базируются специфические черты субкультуры готов, отличающие ее от иных подростково-молодежных субкультур, в реальности не обязательны для соблюдения.
Реальное соблюдение данных норм частично заменяется игрой. Так, гомосексуализм заменяется внешними признаками гомосексуального поведения без гомосексуализма как такового. Садомазохизм проявляется преимущественно во внешней атрибутике, почерпнутой у субкультуры GSM - обилии кожаных атрибутов с шипами и т.п.
Роле-готы
Роле-готы появились за счет прихода готов в места тусовок ролевиков (ст. м. «Черная речка»), либо в места совместных тусовок различных движений (Казанский собор, Малая Садовая ул., дворы Капеллы). Другая составная часть роле-готов появилась за счет изменения самоидентификации части ролевиков.
Данное крыло существенно отличается от западной кальки роле-готов, так как на западе наиболее распространены готы-реконструкторы (энтиквити-готы).
Специфическая атрибутика: Может соответствовать атрибутике любого из ответвлений. Специфическая атрибутика, которая отделяла бы роле-готов по внешним признакам от других крыльев, еще не сложилась.
Сатано-готы
Сатано-готы появились из числа фанатов той части «симфо-блэк-метла» (тяжелого сатанинского рока), который по музыкальному стилю относится к направлению «готик».
Специфическая атрибутика: схожа с блэк-металлической. Внешность - длинные, крашеные в черный цвет волосы и ногти, обильная подводка глаз черным карандашом. Одежда – куртки-косухи, черные джинсы, военные ботинки. Украшения: множество цепей, «сатанинская» символика - пентаграммы, перевернутые кресты, три шестерки («число зверя»), и т.д.
Панко-готы
При обследовании данной категории готов, впервые с 1992 года, были выявлены группы панков с характерными хиппи-ориентированными признаками, когда только внешняя атрибутика является панковской, а нормы поведения, структура групп и иерархия ее членов является типично хипповской.
Специфическая атрибутика: внешность – выбритые виски (наподобие ирокеза, который не поставлен, а зачесан на бок), черные крашенные волосы, грим (выбеленное лицо, черная подводка глаз, рта, «синяки по глазами»), крашеные в черный цвет ногти.
Одежда – кофты-сетки, кожаные куртки, черные джинсы (стильно разрезанные), иногда рваные колготки, военные ботинки.
Старые готы первой волны
Существует также очень небольшая группа, состоящая из взрослых (олдовых) готов самой первой волны. По характеру субкультуры они наиболее близки к кальке западной субкультуры. Нормы поведения соответствуют сатанинской этике (цинизм, высокомерное и презрительное отношение к готам следующей волны), но без оккультного компонента. С их точки зрения, «темнота» готов не является синонимом зла Она является показателем эмоционального состояния готов.
Данная группа рассматривает субкультуру питерских готов как преемника декаданса начала 20-го века, со всеми характерными для него атрибутами: радикальная оппозиция в культуре, кокаин, пермиссивность. При этом готы первой волны подтверждают, что описанная точка зрения слабо распространена среди готов.
В силу указанного специфического снобизма данной группы, они не стали нормоформирующим слоем, хотя и претендуют на эту роль.
Готы-вампиры (вамп-готы, вампайер-готы)
На западе – это одно из самых старых направлений готической субкультуры, на данный момент является одним из самых многочисленных.
Основное влияние на возникновение и популяризацию данного крыла готов в Санкт-Петербурге оказал фильм «Голод», «Интервью с вампиром».
Одной из декларируемых черт гота-вампира является бисексуализм. Это может проявляться как в форме деклараций с частичной имитацией феминного типа поведения мальчиками (но не в грубой форме), так и в реальном гомосексуализме. Последний более напоминает транзиторный гомосексуализм, так как часто рассматривается подростками как продолжение дружеских отношений. В этом плане имеются параллели с движением бэггеров.
Другой характерной чертой поведения является демонстративное «кусание в шею». Это своего рода визитная карточка гота-вампира. Укусы бывают от почти незаметных следов зубов на шее, до выступающих на коже капель крови.
Специфическая атрибутика:
Цвета в одежде: преобладание черного и красного.
Внешность – длинные волосы, крашенные в темные естественные цвета. Грим – выбеленное лицо, «синяки» под глазами, выделенный рот.
Одежда: В России у готов-вампиров большие сложности в приобретении одежды, характерной для данного стиля, так как на западе существуют готические бутики, а в России одежда шьется в ателье или перешивается из иной одежды.
Для российских готов характерен общий вариант:
Мужская одежда: Шелковые рубашки с поднятым воротником, кожаные штаны, кожаные плащи.
Женская одежда: Длинные платья, стилизованные под старину, более простой вариант – длинные, черные юбки, черные блузы. В 2003 – 2004 годах в категорию вампирской женской одежды вошло большое количество средневековой готической одежды.
Обувь: остроносые ботинки, туфли.
Интернет – готы
Интернет – группа готов (на Западе их называют «сетевыми группами») в Санкт-Петербурге к концу 2003 года составляла не более 70 человек. Персональная идентификация проводилась в период, когда движение готов было отнесено к категории экстремистских формирований. После изменения категорийности движения в конце 2004 года до уровня «неагрессивное» формирование, персональная идентификация была прекращена, в связи с чем, дальнейший подсчет численности группы интернет-готов в Санкт-Петербурге стал приблизительным. К концу 2004 года численность группы оценивается в пару сотен человек.
Возникла в 1996 году, к настоящему времени состоит из лиц 20 – 30 лет. Является виртуальной группой, общение – преимущественно по Интернету. В подобной ситуации виртуальной группой является не территориальное формирование, а все участники переписки на готических сайтах.
Интернет-готы сформировали субкультуру на территории России и Украины. Однако влияние сетевых готов на субкультуру готов в СПб небольшое и продолжает ослабевать со временем.
В 2004 году ориентировочная численность данной группы составляла несколько сотен человек в возрасте 15-30 лет.
Стоит отметить, что именно в данной группе оказался распространен вандализм. Однако вандализмом занимались заезжие московские готы.
Потребление алкоголя и наркотиков
Готы, следуя общемолодежным нормам поведения, весьма активно потребляют алкоголь. Приоритеты отдаются пиву, водке, крепленым винам. Допускается использование спиртосодержащих жидкостей типа аптечной «настойки овса».
Особой популярностью пользуется «Абсент», «Абсентер» и красное вино.
Все «пати» и домашние тусовки сопровождаются активными возлияниями.
В среде готов не были выявлены токсикоманы, потребляющие ингаляционные наркотики. В тоже время, допускается медикаментозная токсикомания с использованием седативных и успокаивающих препаратов. К примеру, используется димедрол.
Информация о потреблении наркотиков отсутствует. В тоже время, в фольклоре часто с позитивной точки зрения оценивается потребление наркотиков из конопли.
Готы и криминал
На кладбище Александро-Невской лавры были выявлены надписи интернет-готов, нанесенные краской в склепе. Личность нарушителя идентифицирована. Им оказалась жительница Москвы, ранее проживавшая в г. Выборг Ленинградской области.
Группировка немногочисленна, неагрессивна, однако из-за случаев вандализма на кладбищах отнесена к категории экстремистских формирований. В 2003 – 2004 годах повторяемость правонарушений в Санкт-Петербурге не зафиксирована.
Готы и сатанизм
В атрибутике готов большое значение имеет сатанинская атрибутика. Отношение к сатанизму на этом исчерпывается. Сплошной скрининг готов показал, что идеология сатанизма готам в основном не находит отклика. Контакты с дьяволопоклонниками прослежены не были.
Вероятно подобная позиция связана с тем, что в среде готов распространен буддизм, в связи с чем, сатанизм не воспринимается с христианских позиций.
Имели место спорадические контакты с сатано-ролевиками. При проведении в 2004 году сатанинского ритуала «Шабаш» под видом ролевой игры, одной из целей дьяволопоклонников (по показаниям одного из организаторов) было вовлечение готов в свои формирования.
Взаимоотношения с иными молодежными движениями
Готы иногда становятся объектом избиения и ограбления на улицах Санкт-Петербурга.
Роле-готы, находящиеся на ст. метро «Черная речка» часто становятся объектом агрессии экстремистского крыла ролевого сообщества. Данное крыло рассматривает готов как «гото-толчков», то есть как части неагрессивных толкиенистов. Учитывая, что роле-готы заметно выделяются внешним видом из толпы ролевиков, готы часто подвергаются избиению и ограблению со стороны экстремистских группировок «Грибные эльфы» и «Моргиль».
Тусовка готов, некоторое время находившаяся в районе улицы Малая Садовая, летом 2004 года подверглась нападению курсантов милиции.
читать дальшеОбщее описание
В настоящее время движение готов в СПб еще не сформировалось.
Также как и на Западе, готы в Санкт-Петербурге возникли благодаря вампирской эстетике.
Период появления готов в Санкт-Петербурге соответствует примерно второй и третьей волне готики на Западе. При этом первая волна Западной субкультуры готов – сформированной на наиболее «темной», социально-негативной вампирской этике, сформированной на образах Дракулы в голливудских фильмах, в Санкт-Петербург не попала.
Основная часть существующих в Санкт-Петербурге групп готов имеет хиппи-ориентированный вектор, хотя имеются различные ответвления, имеющие притяжение к иным субкультурам. Субкультура готов появилась в трех уже существующих движениях, вследствие чего нормы поведения и этика этих движений автоматически перешли в субкультуру готов.
В СПб имеются четыре ответвления готов, имеющих притяжение к трем разным базисным субкультурам, на почве которых начала формироваться субкультура готов:
Ролевого сообщества.
Некрофетишистов (металлистов, сатанистов и «темных» энергетов).
Панков.
Имеется также еще одно крупное ответвление, проникающее во все указанные течения – готов-вампиров (вамп-готов), также небольшая группа старых готов первой волны.
Самое крупное подобное движение – это неагрессивная часть движения ролевых игр, которая привнесла нормы поведения ранее принятые среди хиппи.
Кроме того, произошел некоторый отток к готам из сообщества панков. При этом следует учесть, что незадолго до этого произошел значительный отток агрессивной части панков в скинхеды, отчего в субкультуре готов оказались не самые агрессивные панки.
Наиболее близким к нормам западной субкультуры готов оказался незначительный поток из местных сатанистов. При этом основная масса питерских сатанистов представляет собой агрессивных атеистов, не верящих в высшие и потусторонние силы, что сильно их отличает от западных собратьев.
Именно на почве указанных субкультур (ролевое сообщество, панки, сатанисты) начала формироваться субкультура, которая с западными готами имеет только общую внешнюю атрибутику и музыкальные пристрастия. Атрибутика различных направлений питерских готов сильно перемешалась. Она сейчас не соответствуют западному стилю готов. Более распространен унифицированный образ, близкий к хиппи-ориентированному готу-вампиру.
В среде готов распространен буддизм.
Группы готов имеют очень небольшую численность.
Тусовки – преимущественно квартирные. Уличные тусовки также малочисленны и чаще всего представляют собой продолжение квартирных тусовок.
Примечание:
Анализ отслеженной переписки готов в России за пределами Санкт-Петербурга показал, что понимание сущности субкультуры готов сильно разнится в зависимости от их места нахождения. За исключением некоей очень общей канвы, у каждой группы свой взгляд на то, что такое гот.
Коммуникации
Информационные каналы между группами не развиты, либо развиты слабо. Тусовки (как место встреч) в качестве подобных каналов, фактически, не выступают.
Существующие межгрупповые коммуникации сводятся к нескольким сайтам в Интернете и участия в «Готик-пати» - тематических вечеринок готов в клубах.
Собственные, либо ориентированные на готов СМИ отсутствуют.
Описание субкультуры
Из-за отсутствия единого движения и развитых каналов коммуникации, единая субкультура готов в Санкт-Петербурге еще не сложилась. Используемая в качестве прототипа западная субкультура готов во всем своем многообразии на местном уровне оказалась в очень обедненном варианте.
Субкультура готов во многом базируется на характерном для хиппи интеллектуализированном богемном образе жизни, околосатанинской, панковской и ролевой атрибутике и оккультизме.
Прослеживается сильное влияние субкультуры хиппи. Наиболее это заметно у девочек. Выражается это, прежде всего, в типичной для хиппи одежде: блузы с длинными юбками до пола; обилием фенечек, наличием типичных для хиппи социальных институтов «Системной родни» и «фри лав».
В тоже время субкультура хиппи присутствует у данного ответвления готов в обрезанном варианте. Подростки только в общих чертах знают о хиппи, скорее об их мифологизированном образе, хотя и симпатизируют им.
Социальный институт системной родни отслеживается от хиппи через движение ролевых игр, в сильно урезанном виде, более характерном для ролевого сообщества, со слабыми горизонтальными связями (братья, сестры).
Готы используют большое количество шокирующей внешней атрибутики: обильной косметики под «трупы», «вампиров», «чертей», «ведьм-колдунов».
Одежда в стиле «унисекс» и декларируемая андрогинность готов, иногда не дает возможность определить пол подростка-гота.
Полные классические западные наряды готов в Санкт-Петербурге можно увидеть только у исполнителей готического рока. В остальных случаях принадлежность к готам может выражаться, к примеру, только коричневым лаком на ногтях у мальчиков.
Обязательной частью субкультуры является фетишизм, взявший внешние атрибуты у садомазахистов (SM), а для готов-вампиров – бисексуализм. При этом гомосексуализм может выступать как в качестве декларируемого, так и в качестве реального поведения.
Практикуются прогулки по кладбищам и поклонение всему, что связано со смертью, причем сами готы рассматривают это как главную особенность своего движения от остальных молодежных субкультур.
Девочки – готы часто одеваются под ведьм. Мальчики – готы чаще под вампиров.
Анализ этических норм исходя из культовых фильмов
Был проведен выборочный анализ морально-этических норм, пропагандируемых в культовых фильмах готов: «Ворон», «Интервью с вампиром» и «Ночной дозор».
По своей идее и этике фильм «Ворон» представляет собой подростковый вариант фильма «Ворошиловский стрелок». Оживленный некими потусторонними силами молодой человек, ликвидирует крупное бандформирование, причастное к его убийству. Так же, как и в Ворошиловском стрелке», государство погрязло в коррупции и обычных людей отдало на откуп бандитам. Фильм «Ворон» - это полностью просоциальная мечта о справедливости и злом добре с кулаками.
Фильм «Интервью с вампиром» не относится к категории фильмов ужасов, как фильмы о Дракуле. Первое, что бросается в глаза, это явный гомоэротизм – то есть норма субкультурного поведения готов, близкая к гомосексуализму, но не предполагающая секс в качестве обязательного компонента. В фильме представлена некая завершенная, хорошо проработанная этика тайного сообщества вампиров. При этом сами вампиры не являются злыми – они «иные».
Фильм «Ночной дозор», с позиции готов – о неабсолютном зле и о неабсолютном добре, когда с первого взгляда не ясно, что это: добро или зло. Второй важный компонент фильма – наличие концепции «иных». Для подростков, считающих себя «вампирами», важно наличие нынешнего, более современного образа «вампира», переходящего в образ «иного». При этом «готы-вампиры» начинают трансформироваться в «готов-иных». Интересно, что сочувствие у готов вызывает именно «Ночной дозор» – то есть спецслужба магов сил Добра.
Фильм «Ночной дозор» оказался сложным для понимания заметной части готов, так как постижение происходящего на экране предполагало знание одноименной книжки С. Лукьяненко. Поэтому схема просмотра предполагала повторный просмотр после прочтения книги.
Некоторые специфические особенности музыкальных интересов
Своеобразным индикатором интеллектуальности движения является рассмотрение готами отдельных видов классической симфонической музыки в качестве элемента собственной субкультуры.
Из имеющегося спектра классической музыки наибольшее предпочтение отдается произведениям Баха, Грига, Вагнера, Моцарта, Вивальди, Мессиана. В тоже время отсутствует унифицированный перечень композиторов, рассматриваемых готами как части своей субкультуры. Фиксировались, к примеру, споры о том, насколько «готичен» Вивальди. Имеют место также посещения концертов классической музыки в СПб Филармонии и Капелле.
Наравне с классическими произведениями, в среде готов популярен стиль, именуемый «неоклассик»: «Эленд», последние альбомы группы «Лакримоза».
Наличие специфических черт неагрессивной субкультуры
Самостоятельным атрибутом принадлежности к готам, как к неагрессивной интеллектуализированной субкультуре, является демонстрирование отсутствия накаченных мышц и астенического телосложения у мальчиков.
В данном случае имеет место хорошо видимый внешний атрибут, противопоставляемый значимым аналогичным атрибутам в среде гопников, скинхедов и иных агрессивных формирований.
Наличие астенического телосложения может быть визуально усилено за счет соответствующего подбора одежды, которая бы дополнительно скрадывала горизонтальную составляющую. Обычно для этих целей используются длинные безразмерные свитера, ранее распространенные в среде хиппи.
Данные черты субкультуры становятся наиболее наглядны в присутствии представителей агрессивных формирований, с их предпочтениями плотного телосложения, развитой мускулатуры и бычьей шеей.
Роле-половое поведение
В ролеполовом плане имеется полное равноправие мальчиков и девочек. Причем влияние девочек сильно превалирует, что как раз характерно для хиппи-ориентированного движения.
Особенностью субкультуры готов является то, что там весьма комфортно чувствуют себя именно девочки. В настоящее время в Санкт-Петербурге ощущается сильный дефицит подобных неформальных движений, так как в агрессивных движениях отсутствует равноправие девочек и мальчиков, а в неагрессивных ответвлениях различных движений («анимэшники» и «неагрессивное крыло ролевого сообщества»), в которых также превалируют девочки, комфортность отсутствует в силу ряда специфических причин, характерных именно для данных движений.
В силу указанных факторов, существует большой приток девочек в среду готов. В данном потоке весьма заметную часть будут составлять девочки, которые не столько желают стать адептами субкультуры готов, сколько пытаются найти референтную среду с комфортными условиями именно для девочек.
В этих условиях ожидается существенное размывание субкультуры готов, появление новых ответвлений (в том числе находящихся в противоречии с исходной субкультурой готов), возникновение конфликтов на данной почве.
Места тусовок
Места тусовок готов: ст. метро «Парк Победы», «Черная речка», Московский вокзал, Ново-девичье и Смоленское кладбище, Малая Садовая, Михайловский сад.
Ареал тусовок - в центре Санкт-Петербурга. Места тусовок быстро меняются.
Музыкальные мероприятия – «готические пати» проводятся в клубах «Орландина», «Пятница», «Рэд-клаб», «Молоко», «Арктика», «Порт», «Старый Дом».
Декларируемые и реальные нормы поведения
Большое количество декларируемых норм поведения и ценностей говорят о разделении норм поведения готов на «идеальные» и «реальные» - аналогичные тем, которые были выявлены в субкультуре панков.
К идеальным (декларируемым) нормам поведения относятся:
Гомо/бисексуализм.
Сатанизм/оккультная практика.
Эти декларируемые нормы, на которых базируются специфические черты субкультуры готов, отличающие ее от иных подростково-молодежных субкультур, в реальности не обязательны для соблюдения.
Реальное соблюдение данных норм частично заменяется игрой. Так, гомосексуализм заменяется внешними признаками гомосексуального поведения без гомосексуализма как такового. Садомазохизм проявляется преимущественно во внешней атрибутике, почерпнутой у субкультуры GSM - обилии кожаных атрибутов с шипами и т.п.
Роле-готы
Роле-готы появились за счет прихода готов в места тусовок ролевиков (ст. м. «Черная речка»), либо в места совместных тусовок различных движений (Казанский собор, Малая Садовая ул., дворы Капеллы). Другая составная часть роле-готов появилась за счет изменения самоидентификации части ролевиков.
Данное крыло существенно отличается от западной кальки роле-готов, так как на западе наиболее распространены готы-реконструкторы (энтиквити-готы).
Специфическая атрибутика: Может соответствовать атрибутике любого из ответвлений. Специфическая атрибутика, которая отделяла бы роле-готов по внешним признакам от других крыльев, еще не сложилась.
Сатано-готы
Сатано-готы появились из числа фанатов той части «симфо-блэк-метла» (тяжелого сатанинского рока), который по музыкальному стилю относится к направлению «готик».
Специфическая атрибутика: схожа с блэк-металлической. Внешность - длинные, крашеные в черный цвет волосы и ногти, обильная подводка глаз черным карандашом. Одежда – куртки-косухи, черные джинсы, военные ботинки. Украшения: множество цепей, «сатанинская» символика - пентаграммы, перевернутые кресты, три шестерки («число зверя»), и т.д.
Панко-готы
При обследовании данной категории готов, впервые с 1992 года, были выявлены группы панков с характерными хиппи-ориентированными признаками, когда только внешняя атрибутика является панковской, а нормы поведения, структура групп и иерархия ее членов является типично хипповской.
Специфическая атрибутика: внешность – выбритые виски (наподобие ирокеза, который не поставлен, а зачесан на бок), черные крашенные волосы, грим (выбеленное лицо, черная подводка глаз, рта, «синяки по глазами»), крашеные в черный цвет ногти.
Одежда – кофты-сетки, кожаные куртки, черные джинсы (стильно разрезанные), иногда рваные колготки, военные ботинки.
Старые готы первой волны
Существует также очень небольшая группа, состоящая из взрослых (олдовых) готов самой первой волны. По характеру субкультуры они наиболее близки к кальке западной субкультуры. Нормы поведения соответствуют сатанинской этике (цинизм, высокомерное и презрительное отношение к готам следующей волны), но без оккультного компонента. С их точки зрения, «темнота» готов не является синонимом зла Она является показателем эмоционального состояния готов.
Данная группа рассматривает субкультуру питерских готов как преемника декаданса начала 20-го века, со всеми характерными для него атрибутами: радикальная оппозиция в культуре, кокаин, пермиссивность. При этом готы первой волны подтверждают, что описанная точка зрения слабо распространена среди готов.
В силу указанного специфического снобизма данной группы, они не стали нормоформирующим слоем, хотя и претендуют на эту роль.
Готы-вампиры (вамп-готы, вампайер-готы)
На западе – это одно из самых старых направлений готической субкультуры, на данный момент является одним из самых многочисленных.
Основное влияние на возникновение и популяризацию данного крыла готов в Санкт-Петербурге оказал фильм «Голод», «Интервью с вампиром».
Одной из декларируемых черт гота-вампира является бисексуализм. Это может проявляться как в форме деклараций с частичной имитацией феминного типа поведения мальчиками (но не в грубой форме), так и в реальном гомосексуализме. Последний более напоминает транзиторный гомосексуализм, так как часто рассматривается подростками как продолжение дружеских отношений. В этом плане имеются параллели с движением бэггеров.
Другой характерной чертой поведения является демонстративное «кусание в шею». Это своего рода визитная карточка гота-вампира. Укусы бывают от почти незаметных следов зубов на шее, до выступающих на коже капель крови.
Специфическая атрибутика:
Цвета в одежде: преобладание черного и красного.
Внешность – длинные волосы, крашенные в темные естественные цвета. Грим – выбеленное лицо, «синяки» под глазами, выделенный рот.
Одежда: В России у готов-вампиров большие сложности в приобретении одежды, характерной для данного стиля, так как на западе существуют готические бутики, а в России одежда шьется в ателье или перешивается из иной одежды.
Для российских готов характерен общий вариант:
Мужская одежда: Шелковые рубашки с поднятым воротником, кожаные штаны, кожаные плащи.
Женская одежда: Длинные платья, стилизованные под старину, более простой вариант – длинные, черные юбки, черные блузы. В 2003 – 2004 годах в категорию вампирской женской одежды вошло большое количество средневековой готической одежды.
Обувь: остроносые ботинки, туфли.
Интернет – готы
Интернет – группа готов (на Западе их называют «сетевыми группами») в Санкт-Петербурге к концу 2003 года составляла не более 70 человек. Персональная идентификация проводилась в период, когда движение готов было отнесено к категории экстремистских формирований. После изменения категорийности движения в конце 2004 года до уровня «неагрессивное» формирование, персональная идентификация была прекращена, в связи с чем, дальнейший подсчет численности группы интернет-готов в Санкт-Петербурге стал приблизительным. К концу 2004 года численность группы оценивается в пару сотен человек.
Возникла в 1996 году, к настоящему времени состоит из лиц 20 – 30 лет. Является виртуальной группой, общение – преимущественно по Интернету. В подобной ситуации виртуальной группой является не территориальное формирование, а все участники переписки на готических сайтах.
Интернет-готы сформировали субкультуру на территории России и Украины. Однако влияние сетевых готов на субкультуру готов в СПб небольшое и продолжает ослабевать со временем.
В 2004 году ориентировочная численность данной группы составляла несколько сотен человек в возрасте 15-30 лет.
Стоит отметить, что именно в данной группе оказался распространен вандализм. Однако вандализмом занимались заезжие московские готы.
Потребление алкоголя и наркотиков
Готы, следуя общемолодежным нормам поведения, весьма активно потребляют алкоголь. Приоритеты отдаются пиву, водке, крепленым винам. Допускается использование спиртосодержащих жидкостей типа аптечной «настойки овса».
Особой популярностью пользуется «Абсент», «Абсентер» и красное вино.
Все «пати» и домашние тусовки сопровождаются активными возлияниями.
В среде готов не были выявлены токсикоманы, потребляющие ингаляционные наркотики. В тоже время, допускается медикаментозная токсикомания с использованием седативных и успокаивающих препаратов. К примеру, используется димедрол.
Информация о потреблении наркотиков отсутствует. В тоже время, в фольклоре часто с позитивной точки зрения оценивается потребление наркотиков из конопли.
Готы и криминал
На кладбище Александро-Невской лавры были выявлены надписи интернет-готов, нанесенные краской в склепе. Личность нарушителя идентифицирована. Им оказалась жительница Москвы, ранее проживавшая в г. Выборг Ленинградской области.
Группировка немногочисленна, неагрессивна, однако из-за случаев вандализма на кладбищах отнесена к категории экстремистских формирований. В 2003 – 2004 годах повторяемость правонарушений в Санкт-Петербурге не зафиксирована.
Готы и сатанизм
В атрибутике готов большое значение имеет сатанинская атрибутика. Отношение к сатанизму на этом исчерпывается. Сплошной скрининг готов показал, что идеология сатанизма готам в основном не находит отклика. Контакты с дьяволопоклонниками прослежены не были.
Вероятно подобная позиция связана с тем, что в среде готов распространен буддизм, в связи с чем, сатанизм не воспринимается с христианских позиций.
Имели место спорадические контакты с сатано-ролевиками. При проведении в 2004 году сатанинского ритуала «Шабаш» под видом ролевой игры, одной из целей дьяволопоклонников (по показаниям одного из организаторов) было вовлечение готов в свои формирования.
Взаимоотношения с иными молодежными движениями
Готы иногда становятся объектом избиения и ограбления на улицах Санкт-Петербурга.
Роле-готы, находящиеся на ст. метро «Черная речка» часто становятся объектом агрессии экстремистского крыла ролевого сообщества. Данное крыло рассматривает готов как «гото-толчков», то есть как части неагрессивных толкиенистов. Учитывая, что роле-готы заметно выделяются внешним видом из толпы ролевиков, готы часто подвергаются избиению и ограблению со стороны экстремистских группировок «Грибные эльфы» и «Моргиль».
Тусовка готов, некоторое время находившаяся в районе улицы Малая Садовая, летом 2004 года подверглась нападению курсантов милиции.